... кратко и не слишком аналитично. Подозреваю, что не читавший вряд ли поймет.Читать начало было довольно мучительно. Кажется, я словила идентификацию с Адрианом, так что мне, похоже, доставалась часть того груза, который в тот момент падал на его плечи. Я прорывалась через эти главы почти с боем. Но чем дальше, тем труднее было отрываться от текста - спираль закручивалась все теснее и круче.
Образ змеи, свивающейся в кольца перед атакой? Течение одновременно в двух временных пластах - как будто навстречу друг другу, постепенно открывая загадки.
Всегда любила подобные штуки.Меня довольно часто раздражает, когда автор ведет себя снисходительно и выдает периодически комментарии, что было или было бы, если бы случилось то-то и то-то или говорит по ходу дела, что случится с тем или иным побочным персонажем постфактум (порой это раздражает и при подаче в эпилоге, когда как бы можно подбивать подобные хвосты). Но здесь это смотрелось довольно естественно и скорее добавляло объемности в картинку.
Еще порадовало то, как постепенно подбирались все, казалось бы, лишние детали - ничто не пропадало, всё играло для развития сюжета.
Некоторое количество букв о влиянии личности на историюО влиянии личности на развитие истории.
В этом мире историю творят конкретные люди, а не "народные массы" и кому там еще положено в соответствии с некоторыми теориями.
Концепт Того, кто в ответе мне отчасти напомнил идею Вершителей (у Фрая) и та'веренов (у Роберта Джордана), но лишь частично. Вершителю достаточно лишь случайно пожелать чего-то, но, насколько я помню идею, совершенно не обязательно даже высказывать это или что-то делать, если он не желает хоть как-то проконтролировать процесс - желание исполняется так или иначе, рано или поздно. И акцент в результатах этих желаний как-то больше на самом Вершителе был (или это ложное впечатление под влиянием истории сэра Макса?). Та'верен - штука чуть более хитрая. Этот человек влияет на нити судеб других, меняя их направление и вплетение в общий узор - наверное, это можно сравнить с последствиями падения камня в воду - волны распространяются и то, что встречается им на пути колеблется, а то и меняет маршрут. Это не самое удачное сравнение, но лучшего мне сейчас не придумывается. Та'верен - харизматик, который вызывает или желание идти за ним, или ненависть. (Да, в бОльшей степени я сейчас ориентируюсь на образ Ранда ал'Тора, потому что перечитывала в последний раз давно и других помню хуже) Адриан же действует, когда неосознанно (больше в начале пути), когда зная, что делает, но он ощущает точки бифуркации и до определенной степени может влиять на то, что и как пойдет дальше. По крайней мере, я это так поняла. Та'верен же чаще не замечает, что делает - он добивается своих целей или просто пытается выжить, только окружающие, возможно, постфактум, поймут, что течение их жизни изменилось самым непредсказуемым образом. Для та'верена как-то не очень ярко звучала в тексте идея ответственности за такое влияние на других или что-то в этом роде. Для Того, кто в ответе же это первично - когда Адриан подумал, что он что-то вроде Вершителя, его весьма жестко поправили. Такой человек, пожалуй, просто более чувствителен к точкам бифуркации - с одной стороны, а с другой - он может более четко увязывать результаты с последствиями своих действия. Это более значимым делает понимание ответственности и утяжеляет ее груз.
Та же психоистория Хари Сэлдона, не смогла бы работать в этом мире, кстати, - ведь она полагается на формулы, описывающие поведение крупных групп людей, а в этом мире слишком часто - раз в поколение - рождается человек, способный вносить погрешности в результаты формул. Помните Мула? Кажется, я прочитала большую часть крупных вещей этого автора - первые 2 романа еще на Самиздате. Течение истории неизменно цепляло меня на крючок и тащило за собой, как бы я ни сопротивлялась, натыкаясь на болезненное и страшное. Истории запоминались, но пока не знаю, смогу ли я набраться достаточного мужества, чтобы суметь перечитать хотя бы "Птицелова" - около года назад купила эту книгу, прочитала и некоторое время ходила под впечатлением. Оно довольно плохо вербализовывалось, потому так и не выкристаллизовалось в посте-рецензии, а сейчас уже почти стерлось
, да и книга так ко мне и не вернулась, после того как я ее одолжила почитать. Но заноза застряла и перечитать хотя бы частично порой тянет.