Несколько фрагментов из давних размышлений на эту тему.
читать дальшеНаверное, большинство встретившихся мне определений касаются внешней свободы – свободы в поведении, но свободу можно так же рассматривать как возможность субъективного восприятия и структурирования реальности, формирования личного отношения к ней, возможность выхода за границы прежде сложившихся установок. Реализация этой возможности связана с ощущением отсутствия почвы, т. е. четкой, раз и навсегда заданной структуры и осознаванием ответственности (под которым здесь подразумевается осознавание творения самим собой своего «я», своей судьбы).
Виктор Франкл говорил – «Человек всегда может как-то «относиться», как-то «вести себя» по отношению к миру». Среда влияет на человека тогда и в такой степени, когда и в какой он позволяет ей это сделать. Сама человеческая сущность появляется лишь там, где нет какой-либо однозначной определенности, но где есть личностная позиция, установка, отношение человека ко всему.
«Собственно человеческое бытие начинается лишь там, где кончается любая установленность и фиксируемость, любая однозначная и окончательная определенность. А начинается там, прибавляясь к естественной заданности человека, где есть его личностная позиция, установка, его личное отношение ко всему этому, к любой витальной основе и к любой ситуации». «Человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия».
«Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя — всегда формирование себя».
Сомнение – это непринятие всего данного извне без осмысления, только на веру.
«Нужно сомневаться во всем чужом и готовом» [Мамардашвили М. К]. Сомнение устраняет из мысли механичность, делает ее живой.
Автор и читатель должны идти навстречу друг другу. Только после размышления над прочитанным, осмысления его, что, на мой взгляд, должно включать и сомнение в истинности изложенного, можно считать мысль усвоенной. Может быть, ее словесное изложение будет звучать идентично первоначальному тексту, но в нем будет заключаться свой личностный смысл.
По Декарту, истинны только те идеи, которые воссозданы или рождены заново. Сомнение – есть созидание заново, доказывание существования очевидного.
Фриц Перлз говорил об опасности механизма интроекции, т.е. некритического принятия на веру информации (установок, способов действия, чувств, оценок) из внешнего мира. Если мы проглотили нечто, не разжевав, не осмыслив, не усомнившись в его истинности – оно становится чужеродным телом. Подобное проглатывание целиком ведет, во-первых, к уменьшению возможностей развития личности, т.к. силы уходят на то, чтобы удержать в системе чужеродное, во-вторых, к дезинтеграции личности при попытке согласовать несовместимые интроекты (погнаться за двумя зайцами). Личность в этом случае превращается в поле битвы этих противоположных устремлений. Результатом этого невротического конфликта будет неспособность к дальнейшему росту и развитию.